8 признаков адекватного руководителя, с которым приятно работать

112

Чек-лист для оценки вашего начальника.

8 признаков адекватного руководителя, с которым приятно работать

1. Он компетентен

Ситуации, когда на руководящую должность берут бесталанного зятя владельца компании, случаются. Хотя и не так часто, как принято считать. Получать убытки мало кому хочется, так что совсем дилетантов приглашать опасно. Тем не менее если руководитель недостаточно компетентен, сотрудникам приходится тяжеловато.

Во-первых, им не к кому пойти в трудных ситуациях, ведь начальник не разбирается в деле лучше и потому вряд ли поможет. Во-вторых, много времени тратится на коммуникацию, особенно на объяснения руководству, почему какие-то решения невозможно реализовать.

2. Он не деспотичен

Компетентный начальник хорошо разбирается в предмете, но не считает себя самым умным, а своё мнение единственно важным. В некоторых случаях сотрудники могут действительно знать лучше, предлагать более подходящие идеи или приводить весомые аргументы, почему нынешний вариант неоптимальный.

Последнее решение, конечно, всегда остаётся за руководителем — потому что и ответственность тоже на нём. Но лучше делать круто, а не по-своему.

3. Он не переводит стрелки

Хороший начальник берёт на себя ответственность за достижения и просчёты команды. Пусть в конкретной неудаче виноваты Вася, Петя или Даша. Но на то и нужен руководитель, чтобы вовремя корректировать курс команды и минимизировать риски.

Если босс присваивает себе все успехи, а неудачи спихивает на подчинённых, вряд ли его можно назвать профессионалом.

4. Он внимателен к сотрудникам

Линейные работники — важный ресурс любой компании. Потому что именно они выполняют львиную долю задач, приносящих прибыль. Можно сколь угодно эффективно управлять автомобильным заводом. Но если он вдруг перестанет выпускать какие-нибудь рули или двигатели, наступит коллапс.

Глобально есть два подхода. Воспринимать работников как неодушевлённый ресурс, средство для достижения цели. Требовать с них результат, невзирая на их комфорт, доводить до выгорания, расставаться, а потом находить новых. Для бизнеса это может быть даже результативно. Правда, репутация у такого начальника и компании обычно так себе.

А можно пойти другим путём и воспринимать сотрудников как живых людей, о которых нужно заботиться. Например, разрешать экстренно уйти в отпуск, потому что у человека больше не осталось сил. Предлагать временно переключиться на смежные задачи, если колесо рутины мешает работникам придумывать новые идеи. Расширять зону ответственности вместе с повышением зарплаты, когда на предыдущей позиции все цели уже выполнены.

Такой подход перспективнее, потому что повышает лояльность сотрудников, которые могут пойти навстречу в тяжёлые времена и согласиться на невыгодные для себя условия ради спасения компании. А ещё это помогает формировать хорошую команду, ведь данные об условиях в организации распространяются далеко за её пределы.

5. Но при этом не слишком мягок

Руководитель в первую очередь должен быть ориентирован на результат. И есть определённая грань между заботой и разрешением сесть себе на шею.

Если сотрудники будут частенько отпрашиваться пораньше, постоянно брать отгулы и по-разному саботировать работу, плохо в итоге будет всем. Хотя бы потому, что злоупотребляют подобным, как правило, отдельные люди. А работающие на 100% бывают очень этим недовольны. В итоге из-за излишней мягкости руководителя ухудшаются и результаты, и климат в коллективе.

6. Он беспристрастен

Деление на любимчиков и отверженных надоело ещё в школе. Кому нравится, когда одним всё сходит с рук «за красивые глаза», а другие получают выговоры и лишаются премий за любой просчёт.

Хороший начальник карает и поощряет справедливо исходя из оценки эффективности работы сотрудников, а не из личной приязни.

7. Он честен

В любой компании бывают непростые времена. Порой они касаются какого-то отдела, а иногда — всей организации целиком. Нередко начальство до последнего пытается сохранить всё в тайне и надеется на чудо. Но слухи так или иначе поползут, и это может существенно подорвать доверие.

Хороший руководитель честен с подчинёнными, не пытается их перехитрить и даёт им право выбора в сложных ситуациях. Даже если всё в итоге развалится, люди хотя бы не будут чувствовать себя обманутыми.

8. Он вдохновляет

Хороший начальник — тот, на кого хочется равняться. Он работает не меньше, а то и больше подчинённых, умеет предлагать идеи и вести за собой. Такой человек авторитетен, но не авторитарен, а его лидерство не оспаривается. С подобным руководителем команда действительно будет постоянно развиваться и стремиться к большему.

Источник